Выполняется запрос
Научно-практический журнал
+7 (929) 677-34-06

Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827

Журнал включён в базу данных РИНЦ

Г. П. Лозовицкая. Особенности профессиональной подготовки экспертов-криминалистов ЭКП МВД России в условиях цифровизации современного общества

Г. П. Лозовицкая,

профессор кафедры психологии, педагогики и

организации работы с кадрами Академии управления МВД России,

доктор юридических наук,

доцент

(г. Москва)

 

Расследование преступлений во все времена требовало применения специальных криминалистических познаний. В связи с этим, актуальным является вопрос профессиональной подготовки специалистов и экспертов-криминалистов в системе МВД России, отвечающей требованиям современности.

Ключевые слова: специальные знания; профессиональное обучение экспертов; методика расследования преступлений; подготовка кадров в вузах МВД России.

 

Л 72

ББК 67.53:74.48

УДК 343.983:378.6

ГРНТИ 10.85.31; 14.35.09

Код ВАК 12.00.12; 13.00.08

 

Features of the professional training of forensic experts EKP MIA of Russia in the digitalization of modern society

 

G. P. Lozovitskaya,

Professor, Department of psychology, pedagogics and organization work with the staff of the Academy of management of MIA of Russia,

doctor of legal Sciences,

associate Professor

(city Moscow)

 

The investigation of crimes at all times required the use of special forensic knowledge. In this regard, the urgent issue is the training of specialists and forensic experts in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which meets the requirements of the present.

Keywords: special knowledge; professional training of forensic experts; investigation technique; training in higher education of MIA.

_____________________________________

 

Профессиональная подготовка экспертов-криминалистов ЭКП МВД России в условиях цифровизации современного общества имеет свои особенности. Так, использование цифровых доказательств в уголовном судопроизводстве в настоящее время становится одним из самых перспективных направлений раскрытия и расследования преступлений. Цифровые доказательства в определённых случаях являются единственными доказательствами виновности лица в совершении преступления. Однако цифровые доказательства не активно используются в уголовном или гражданском судопроизводстве.

В практической деятельности криминалисты сталкиваются с объектами, созданными различными электронными цифровыми средствами и содержащими уголовно-релевантные записи. В первую очередь, это камеры видеонаблюдения (в том числе различные web-камеры), а также мобильные телефоны, интернет-хранилища информации, содержащие цифровые фото- и видеоизображения. Цифровое изображение можно назвать графической формой представления данных. В этой связи, применительно к цифровым фото-, видеоизображениям как объектам экспертиз, результаты исследования которых будут иметь статус доказательства, необходимо говорить о надлежащем порядке их получения и использования (исследования, обработки, хранения), предусматривающем точную фиксацию каждого произведённого с такими объектами действия. Надлежащим образом организованное экспертное сопровождение досудебного производства по уголовному делу, предусматривающее использование цифровых фото-, видеоизображений, в значительной степени обеспечивает эффективность и результативность раскрытия и расследования преступлений.

Как следствие, качество (уровень) подготовки кадров для органов внутренних дел в образовательных учреждениях высшего образования МВД России должно соответствовать потребностям меняющейся реальной действительности, в которой уровень научно-технологического развития современной преступности намного превосходит возможности правоохранительных органов для расследования и раскрытия преступлений, совершённых с использованием достижений научно-технического прогресса, а также должно отвечать требованиям ведения эффективной инновационной образовательной политики в целях повышения конкурентоспособности российской системы высшего профессионального образования.

Подготовка курсантов в ведомственных образовательных учреждениях высшего образования по правовому обеспечению национальной безопасности предполагает обладание выпускниками профессиональной компетенцией, позволяющей им реализовывать мероприятия по получению юридически-значимой информации, анализировать, проверять и оценивать её, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества, государства. Такая же профессиональная компетенция предусмотрена и для подготовки по специальности «правоохранительная деятельность». Одним из требований, предъявляемым к специалистам указанных выше специальностей, является умение правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, а также умению анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений эксперта (специалиста). Недостаточный уровень знаний в области криминалистики лиц, осуществляющих предварительное расследование, обусловлен недостатками учебных программ, которые не всегда предусматривают выработку у них будущих умений и навыков работы с наукоёмкими технико-криминалистическими средствами.

В настоящее время вопросы экспертной и внеэкспертной деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел в учебном процессе подготовки специалистов (в частности, будущих следователей, оперативных работников) освещаются недостаточно полно. Уровень подготовленности действующих следователей оставляет желать лучшего, на практике следователи неудовлетворительно используют новейшие достижения науки и техники в расследовании преступлений, что влияет на качество предварительного следствия. Выпускники юридических вузов на практике методом проб и ошибок приобретают навыки и умения, соответствующие реалиям жизни и специфике деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

Обращаясь к опыту педагогической деятельности, отметим, что в настоящее время такие занятия проводятся только на начальном этапе юридической подготовки будущих специалистов. В последующий период обучения данные навыки остаются невостребованными, в результате чего и происходит их постепенная утрата. Подробное изучение правовых и научных основ экспертно-криминалистической деятельности полиции, будет способствовать формированию устойчивых навыков и умений эффективного использования в правоохранительной деятельности необходимой информации о преступлении или правонарушении, полученной при помощи специальных криминалистических познаний.

Специфика процесса подготовки будущего эксперта предполагает, что большая часть их профессиональных знаний формируется за счёт практического опыта предыдущих поколений. В основе обучения молодых специалистов-слушателей факультетов подготовки экспертов-криминалистов лежит принцип наглядного применения педагогами (в учебном процессе), а также практическими работниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел (в ходе стажировок курсантов) различных инструментальных криминалистических методов исследования, выявлении и оценке диагностических и идентификационных признаков объектов, что, в конечном счёте, и является содержанием профессиональных навыков. Практико-ориентированное обучение, предполагающее проведение ознакомительных и стажёрских практик, призвано сформировать функционально грамотного специалиста, способного эффективно решать не только изученные им задачи, но и новые, возникающие как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни. Если должным уровнем подготовки не обладает наставник, соответственно, качество полученных курсантом знаний будет низким. Как справедливо отмечает Н. Н. Шведова, профессиональное экспертное мастерство преподавателя является залогом успешного освоения обучаемым профессионально-значимых дисциплин по всем видам традиционных криминалистических экспертиз [1].

Можно было бы перенять опыт некоторых зарубежных государств по постоянной переподготовке преподавательского состава, где полагают, что по истечении пяти лет работы в качестве преподавателя даже самый опытный специалист утрачивает связь с практикой и не может обеспечивать учебный процесс в соответствии с реалиями текущего времени. Для обновления своих практических навыков преподаватель после пятилетнего срока преподавательской деятельности возвращается в полицейское подразделение, где работает по основной специальности не менее двух лет. Далее, после прохождения очередного конкурсного отбора, он может быть опять привлечён к преподаванию. Этим обеспечивается полное соответствие образовательного процесса потребностям правоохранительной деятельности и поддержание равновесия между теоретическим и практическим обучением [2, 3].

За рубежом накоплен большой педагогический опыт профессиональной подготовки сотрудников полиции, который достаточно широко освещается в работах как отечественных [4–6], так и иностранных учёных: T. B. Frost, K. H. Shafer, H. Smith [7–9].

Что касается подготовки специалистов-криминалистов и экспертов в США, ситуация обстоит немного иначе. Экспертные подразделения в США не входят в состав полицейских управлений, они независимы. Услуги, которые они предоставляют полиции, заключаются в оказании поддержки при осмотре места происшествия, дактилоскопической идентификации, криминалистической фотографии и видеосъёмке, собирании, хранении, упаковке, транспортировке и официальном оформлении вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия. Будущие криминалисты получают узкоспециализированное образование, целью которого является получение нужных навыков, необходимых при работе со следами и вещественными доказательствами, обнаруженными на месте происшествия, и их подготовке к последующим лабораторным исследованиям.

В американской научно-образовательной системе от любого специалиста по криминалистике требуются соответствующий уровень образования и определённая степень овладения необходимыми навыками практической деятельности. Минимальным образовательным требованием, предъявляемым к претенденту на должность эксперта-криминалиста, является наличие степени бакалавра в области химии, биологии, физики, молекулярной биологии или смежных наук. Однако допустима и степень бакалавра по криминалистике, получить которую сегодня возможно во многих колледжах и университетах.

В университете будущим экспертам предлагается, с одной стороны, типовая для бакалавриата, а с другой стороны, специальная (для криминалистов) программа обучения. Курс обучения состоит из блоков, за успешное прохождение каждого из которых начисляется определённое количество зачётных единиц. Необходимый минимум для получения сертификата «техника-криминалиста» по изучению места происшествия – 44 зачётных единицы с обязательным проведением самостоятельного научного исследования [10]. Присваиваемая успешно прошедшему курс студенту степень бакалавра, даёт выпускникам возможность претендовать на вакантную должность в одном из криминалистических подразделений в правоохранительных органах.

Заметим, что в США проводятся более интенсивные исследования и разработки в области судебно-экспертной деятельности, чем в других зарубежных государствах, направленные на внедрение наилучшей практики для судебно-экспертных лабораторий и специалистов; создание условий по обеспечению достоверности и надёжности судебной экспертизы, а также на оценку разработок и внедрения новых технологий в судебно-экспертных исследованиях [11, 12].

В нашей стране технический прогресс также внёс в организацию экспертной деятельности массу полезных, а в некоторых областях, и революционных новшеств. И здесь, конечно, в первую очередь, речь идёт о компьютеризации процесса экспертной деятельности. С помощью компьютеров многие экспертные задачи решаются гораздо быстрее, точнее и надежнёе, чем другими средствами и методами. С каждым годом диапазон компьютеризации экспертных исследований неуклонно расширяется. Компьютерная техника часто используется для автоматизации сбора и обработки данных, получаемых в ходе экспертных исследований, что позволяет значительно сократить сроки производства экспертиз и исследований, повысить их точность и достоверность. Без компьютеров невозможно было бы использовать системы анализа изображений. Без таких программ сложно проводить диагностические и идентификационные исследования, например, портретные, реконструкцию лица по черепу или фотосовмещение снимка черепа и фотографии, составление субъективных (фотокомпозиционных) портретов. Так, например, программа Adobe Photoshop успешно используется в портретной экспертизе.

Специфика поступающих в настоящее время в экспертные подразделения объектов портретных исследований, а именно: значительное количество цифровых фото-, видеозаписей различных форматов, а также широкое распространение завоевавших популярность среди пользователей программных средств по улучшению изображений (различные графические приложения для смартфонов, фильтры, редакторы и т. п.), вскрывает целый комплекс нерешённых проблем в области производства портретных экспертиз, как процессуального, так и методического характера.

Одной из них является отсутствие необходимых знаний в области габитоскопии у экспертов-фототехников и, в свою очередь, отсутствие знаний фототехники и навыков работы с современными цифровыми форматами фото- и видеоизображений у экспертов-портретистов. Здесь мы сталкиваемся с ещё одной проблемой: отсутствием регламентов, предусматривающих определённый алгоритм обработки изображений, являющихся объектами экспертных исследований. Эксперт-фототехник не знает, где границы улучшения изображения, чтобы не исказить признаки внешности, не усложнить работу эксперту-криминалисту, а эксперт-портретист не владеет в полном объёме средствами и методами современных программных средств по обработке и улучшению изображений. Всё это свидетельствует о том, что в настоящее время портретная экспертиза как область знания находится на стыке различных экспертных специальностей, границы которых становятся условными. Следует согласиться с мнением А. М. Зинина [13, с. 64–66] о том, что решение задач по исследованию цифровых фото-, видеоизображений в настоящее время носит комплексный характер и требует участия специалистов в области различных экспертных специальностей. Обозначенные проблемы обусловливают необходимость включения в подготовку экспертов по программе обучения «Портретная экспертиза» более глубоких теоретических основ и практических занятий с современными программными средствами обработки изображений, графическими редакторами, изучения основ выявления признаков цифрового фото- и видеомонтажа. В этой связи полагаем необходимым осуществление модернизации программы профессиональной подготовки экспертов-портретистов с целью получения специалистами в области портретных экспертиз комплекса знаний в области фототехники.

Нужно отметить, что задачи, которые придётся решать выпускникам факультетов подготовки экспертов-криминалистов ведомственных отечественных образовательных учреждений высшего образования, усложняются с каждым днём, поскольку определяются уровнем современного развития общества, технической подкованностью и информированностью граждан.

Таким образом, моделирование реальных экспертных задач и ситуаций является одним из самых эффективных способов отработки и закрепления полученных курсантами навыков и умений применения специальных технических средств [11, 14–16]. Теоретические знания без соответствующего их практического закрепления бесполезны с точки зрения качества образовательного процесса. Недостаточное материально-техническое обеспечение является одним из слабых мест учебного процесса, что впоследствии ведёт к отсутствию навыков работы выпускников с современной криминалистической техникой, отсутствию знаний о применяемых преступниками современных технических средствах в ходе совершения преступлений.

Вот почему наличие хорошей учебно-методической и материально-технической базы является залогом высокого уровня профессиональной подготовки выпускников – экспертов-криминалистов ЭКП МВД России в условиях цифровизации современного общества.

 

Литература:

1. Шведова Н. Н. К вопросу о квалификационных требованиях к научно-педагогическим работникам образовательных организаций, ведущих подготовку кадров для экспертно-криминалистической службы МВД России. // Сборник материалов XXII Всероссийской научно-методической конференции «Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии». – Иркутск: Изд-во Восточного-Сибирского института МВД России, 2017.

2. Лапупина Н. Н., Лозовицкая Г. П. Современные аспекты криминализации деяний террористической направленности в системе преступлений против общественной безопасности. // Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал. – 2016. – № 3. – С. 88–91.

3. Шапочкин В. И., Кузибецкий А. Н., Жигалов Н. Ю. Практико-ориентированное обучение на факультете повышения квалификации. // Психолого-педагогические основы обучения в вузе МВД России. – Волгоград: ВА МВД России, 2002. – С. 233–244.

4. Бялт В. С. Особенности профессиональной подготовки полицейских в США. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 50. – С. 37–40.

5. Закатов В. В. Профессиональная подготовка сотрудников полиции за рубежом: особенности и тенденции развития. // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 313–315.

6. Губанов А. В. Полиция государств Западной Европы: основные черты организации и деятельности. – М., 1990. – 64 с.

7. Frost T. B. The Case for International Police Cooperation on Training Issues. // Policing in Central and Eastern Europe. – Pp. 575–579.

8. Shafer K. H. High-Performance Policing for the 21st Century. // The Police Chief. – 1997. – Nov. – P. 23–25.

9. Smith H. The Purpose of Higher Education. – New York, 1955. – P. 1.

10. Крюков К. Г. Некоторые особенности профессиональной подготовки экспертов-криминалистов в США. // Судебная экспертиза: Научно-практический журнал. ‒ 2014. ‒ № 1 (37). ‒ С. 113–122.

11. Barry A. J. Fisher. Techniques of crime scene investigation. – 5 edition – New York, Amsterdam, London, Tokio: Elsevier, 1992.

12. Morrison G. S., Enzinger E. A. New Paradigm for the Evaluation of Forensic Evidence. – 2016. [Электронный ресурс] URL:http://geoff-morrison.net/documents/Morrison%20Enzinger%20-%20NIST%20Workshop%20-%20 2016-04-30a%20-%20optimized.pdf (Дата обращения: 5.03.2018).

13. Зинин А. М. Актуальные проблемы судебной портретной экспертизы. // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 1. – С. 64–66.

14. Achieving Interoperability for Latent Fingerprint Identification in the United States. // NSTC SoFS. [Электронный ресурс] URL:https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ostp/NSTC/latent_fingerprint_report_may_2015 (Дата обращения: 05.03.2018).

15. Butler J. M. U.S. initiatives to strengthen forensic science & international standards in forensic DNA. // Forensic Science International: Genetics 18. – 2015. pp. 4–20.

16. Crime-scene-technician-certificate [Электронный ресурс]. URL:http://www.kaplanuniversity.edu/criminal-justice/crime-scene-technician-certificate.aspx


Комментарии (0)

Оставлять комментарии могут только авторизированные пользователи
Пока никто не оставил комментарий.