Выполняется запрос
Научно-практический журнал
+7 (929) 677-34-06

Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827

Журнал включён в базу данных РИНЦ

Р. В. Бондаренко, Е. Г. Гулина. Габитоскопия в истории портрета

Р. В. Бондаренко,

доцент кафедры исследования документов

кандидат юридических наук, доцент;

Е. Г. Гулина,

старший преподаватель кафедры исследования документов

(Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя

 

Рассмотрена роль габитоскопии в раскрытии и расследовании преступлений, а также в решении исторических вопросов.

Ключевые слова: признаки внешности человека; габитоскопия; судебно-портретная экспертиза; идентификация.

 

Б81

ББК 67.53

УДК 343.983

ГРНТИ 10.85.31

Код ВАК 12.00.12

 

R. V. Bondarenko, E. G. Gulina. The forensic portrait expertise in the history of portrait

 

R. V. Bondarenko,

associate Professor of the Department of Document Studies Candidate of jurisprudence, associate professor;

E. G. Gulina,

Senior Lecturer, Department of Document Studies

(Moscow University of the MIA of Russia for them. V. Kikot′)

 

The role of gabitoscopy in the disclosure and investigation of crimes, as well as in solving historical issues, is considered.

Keywords: signs of a person's appearance; the forensic portrait expertise; judicial-portrait examination; identification.

_____________________________________

 

Научные основы использования признаков внешности человека для раскрытия и расследования преступлений заложил французский криминалист А. Бертильон в 70-е годы XIX века. Он предложил систему описания примет преступников в регистрационных целях, при которой каждый элемент внешности получал точное определение и обозначение. Постепенно, с развитием достижений анатомии, антропологии, психологии, физиологии, морфологии, судебной медицины и других наук, а также с учётом следственной, оперативно-розыскной и экспертной практики, в криминалистике сформировалось учение о внешности человека – «габитоскопия», название которой было введено в криминалистический обиход в 1973 году.

Габитоскопия (от лат. habitus внешний облик человека, его конституция, телосложение и греч. skopeo рассматривать) или габитология – раздел криминалистики, изучающий элементы и признаки внешности человека, отображения внешнего его облика, используемые в розыскной и следственной практике, специальные технико-криминалистические средства и методы собирания данных о внешнем облике человека, особенности проведения криминалистической портретной экспертизы [1].

Бесспорно установлено, что каждый человек обладает индивидуальной, неповторимой внешностью. Несмотря на изменения на протяжении всей жизни (человек растёт, стареет, болеет, обращается к услугам косметологов и т. д.), черты его внешнего облика сохраняются относительно устойчивыми. Определённая изменчивость внешности человека не препятствует её исследованию в криминалистической практике.

Предметом криминалистического учения о внешнем облике человека являются закономерности, обусловливающие природу внешнего облика человека, проявляющиеся в его свойствах, а также закономерности собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека с помощью разработанных для этих целей методов и средств. Кроме того, предметом криминалистического учения о внешнем облике человека являются закономерности его собственного развития [2].

Объектами, изучаемыми данной отраслью знаний, являются как сам внешний облик человека, так и его различные отображения объективного и субъективного характера.

Свойство внешнего облика человека запечатлевается в различных отображениях: материальных – рисунках, фотографиях и т. д. (рефлективность), и идеальных – в сознании других людей (наглядность), обеспечивает возможность применения информации о внешности в практике раскрытия и расследования преступлений.

Установление лица по чертам внешности, отображаемым на фотоснимках, осуществляется путём проведения судебно-портретной экспертизы. В зависимости от мероприятий, проведённых в целях установления личности, и их результатов определяются дальнейшие действия по использованию полученных выводов. При этом качество информации о признаках внешности, её тщательный анализ, выбор необходимых технико-криминалистических средств и тактических приёмов имеют решающее значение для успешного установления личности преступников и иных лиц.

Специалисты в области судебно-портретной экспертизы не только помогают следственным органам в раскрытии и расследовании преступлений, в розыске без вести пропавших, но и оказывают благородную помощь при установлении портретных данных лиц – героев и Гражданской, и Великой отечественной войн, а также по запросу родственников и простых граждан.

Ниже описан случай из практики одного из авторов статьи, работавшего долгое время в Научно-техническом отделе ГУВД г. Москвы, в народе известном, как «Петровка, 38».

В редакцию одной из московских газет ветераном Великой Отечественной войны была передана неизвестная фотокарточка Александра Матросова, на которой запечатлён момент вручения Саше комсомольского билета. Корреспонденты засомневались в подлинности изображения: уж очень этот солдат не был похож на портрет известного героя (рис. 1).

 

Фотографии Матросова

Рис. 1. Фотокарточки предположительно А. Матросова (слева) и известная его карточка (справа)

 

Для проведения достоверного исследования в качестве сравнительного материала в лабораторию исследования документов была представлена известная многим со школьной скамьи фотокарточка героя Великой Отечественной войны Саши Матросова из комсомольского билета.

Два изображения, два лица и такие разные смотрели на экспертов. Одно – серьёзное, мужественное, и суровое, с резкими чертами лица героя войны, закрывшего собой огонь вражеского дзота и спасшего своих товарищей, другое – спокойное, торжественное, но ещё пока неизвестного военнослужащего.

Что было известно?

«…Всё началось на рассвете 23 февраля 1942 г. Шёл бой за деревню Чернушки. Несмотря на сопротивление фашистов, атакующие шаг за шагом, приближались к деревне. До деревни оставалось несколько сот метров. Но тут дал о себе знать тщательно замаскированный трёхамбразурный дзот фашистов, который прикрывал подступы к деревне. Наступление приостановилось. Командир отдал приказ трём автоматчикам подползти к дзоту и забросать его гранатами. Автоматчики, плотно прижавшись к земле, по-пластунски поползли на мерцающий огонёк пулемета. Один из них ткнулся лицом в снег и застыл на месте. Вскоре и второй был изрешечён пулемётной очередью. Не достиг цели и третий боец.

Следующим был Саша. Он выбрался из окопа и, бороздя рыхлый снег, по-пластунски пополз там, где стоял густой заснеженный кустарник. По Саше непрерывно бил пулемёт. Когда до дзота стало совсем близко, Матросов приподнялся на локте, размахнувшись швырнул одну за другой две «лимонки» в амбразуру и вновь приник к земле. Раздались два взрыва. Пулемёт умолк. Матросов вскочил, кинулся к дзоту, вслед за ним с криком «Ура» поднялись в атаку его однополчане. Но в эту минуту вражеский пулемёт снова заработал. Он был уже совсем близко от дзота, в недосягаемом для фашистских пуль пространстве. Саша снова навёл автомат на огрызающуюся смертельным огнем амбразуру и нажал спусковой крючок. Выстрелов не последовало. Автоматный диск был пуст. А враг всё строчил и строчил из пулемёта, прижимая пехоту к земле.

Однополчане, затаив дыхание, напряжённо следили за каждым движением Матросова. И вдруг они увидели: Саша встал в полный рост, вскинул над головой автомат и бросился на амбразуру. Пулемёт умолк…

Потрясённые мужественным поступком своего товарища, бойцы в едином порыве бросились в атаку. Через несколько минут вражеская оборона в Чернушках была разгромлена». (Отрывки из книги «Бессмертное племя Матросцев 1941–1945 гг.»).

Две фотокарточки, два изображения лежали перед экспертами. С помощью различных методов исследования, шаг за шагом раскрывалась тайна двух изображений. Вот на известной фотокарточке из комсомольского билета обнаружена ретушь – искусственная подрисовка черт внешности на негативе, благодаря которой изменились причёска, форма носа, подкрашены ресницы и брови и лицо приобрело мужественное, суровое и героическое выражение. Убирается ретушь, идёт дальнейшее исследование: овал лица, лоб, нос, губы и… черты внешности двух изображений сливаются в одно. Так вот он оказывается какой – Александр Матросов – простой, курносый деревенский парень, с открытым русским лицом, но решительным и волевым взглядом человека, всегда готового прийти на помощь. Верность Отечеству, любовь к родной земле приказали ему подняться в полный рост и пожертвовать собой в решающий миг.

Так, с помощью судебно-портретной экспертизы была заполнена ещё одна страничка истории.

 

Литература:

1. Россинская Е. Р. Криминалистика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

2. Зинин А. М., Подволоцкий И. Н. Габитоскопия: Учебное пособие. – М.: Юрлитинформ, 2009.


Комментарии (0)

Оставлять комментарии могут только авторизированные пользователи
Пока никто не оставил комментарий.