Выполняется запрос
Научно-практический журнал
+7 (929) 677-34-06

Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827

Журнал включён в базу данных РИНЦ

Белов В. В., Белова Н. Н. Методика покадрового анализа видеозаписи ДТП

В. В. Белов,

профессор кафедры механизации, электрификации и автоматизации

Чувашской государственной сельскохозяйственной академии

доктор технических наук

профессор

академик Международной академии аграрного образования,

академик Международной академии экологической безопасности и природопользования

член-корреспондент Российской академии естественных наук

негосударственный судебный эксперт-техник;

Н. Н. Белова,

доцент кафедры математики, физики и информационных технологий

Чувашской государственной сельскохозяйственной академии

кандидат технических наук

доцент

(г. Чебоксары)

 

В статье приведены результаты анализа фотографических изображений, полученных при раскодировании видеозаписи автомобильного регистратора. Приведён пример определения дальности конкретной видимости. Даны перечень программ и методика анализа со статистическими результатами раскодирования видеофайла автомобильного регистратора. На конкретном примере показано, какие программы можно использовать и проводить предварительное исследование видеофайла на предмет монтажа. Приведены признаки видеомонтажа с целью уменьшения скорости движения при её оценке по видеозаписи.

Ключевые слова: исследование видеозаписи автомобильного регистратора; автомобильный видеорегистратор; дорожно-транспортное происшествие; видеоизображение; раскодирование видеоизображения; анализ видеоизображения; видеотехническая экспертиза.

 

Б 43

ББК 67.53

УДК 343.983.25

ГРНТИ 10.85.31

Код ВАК 12.00.12

 

Methodology for frame-by-frame analysis of accident video recording

 

V. V. Belov,

Professor of the Department of mechanization, electrification and automation of the Chuvash state agricultural Academy

doctor of engineering

professor

Academician of the International Academy of agrarian education.

Academician of the International Academy of environmental safety and environmental management

Corresponding member of the Russian Academy of natural Sciences

non-state forensic technician;

N. N. Belova,

associate Professor, Department of Mathematics, physics and information technology

Chuvash state agricultural Academy candidate of technical Sciences,

professor

(city Cheboksary)

 

The article presents the results of the analysis of photographic images obtained by decoding the video of the car recorder. An example of determining the range of a particular sight is given. The list of programs and methods of analysis with statistical results of decoding the video file of the car recorder is given. The authors in a specific example, show which programs can be used to make preliminary studies of the video file for editing. The article also shows the signs of video editing in order to reduce the velocity of motion in its evaluation by video recording.

Keywords: study of a video recorder of a car recorder; Car DVR; traffic accident; video image; video decoding; video image analysis; video technical expertise.

_____________________________________

 

При судебном рассмотрении одного уголовного дела, возбуждённого по факту совершения ДТП, суд отклонил ходатайство защиты о рассмотрении в качестве доказательства заключения специалиста об исследовании представленной в суд записи ДТП, осуществлённой видеорегистратором. Между тем, результаты проведённого специалистом исследования подтверждали наличие признаков монтажа в видеозаписи, что в корне меняло ход дела, если бы это было учтено на стадии предварительного расследования.

Общеизвестно, что фотографии – статичные изображения, зафиксированные с помощью фотоаппарата; а видео – подвижное изображение, заснятое последовательно в течение определённого времени. Обычно частота фиксации кадров (смены кадров) в большинстве видеокамер составляет 25 или 30 кадров в секунду. Следовательно, видеофильмы состоят из кадров, которые расположены друг за другом и в ходе демонстрации показывают на экране статичные изображения (подобные фотографиям), а вследствие запаздывания восприятия зрительного органа человека, он видит контуры объектов в постоянном движении, как фильм, хотя на экране просто показывается серия строго последовательных фотографических изображений.

Исследование специалиста заключалось в конвертировании видеозаписи в программе «Free Video to JPG Converter 5.0.101.201 (Windows)» и получении фотографических снимков всех кадров видеозаписи PIC02760.AVI, имевшейся в материалах дела.

Представленная на исследование видеозапись исследовалась с использованием как видеопроигрывателей «Windows Media Player», «Media Player», «Media Player Classic», так и видеоредакторов, а именно, в прикладной программе «Camtasia Studio», «MediaInfo_GUI_18.12_Windows», «Free Video to JPG Converter 5.0.101.201 (Windows)».

Программа «MediaInfo 18.12» отображает детальную информацию о мультимедиа-файлах Matroska, OGG (включая OGM), MPEG1 (включая VCD), MPEG2 (включая DVD и SVCD), MPEG4 (включая iTunes M4A), Quicktime, RealMedia, WindowsMedia (включая WMV, WMA), Microsoft RIFF (включая AVI, WAV, DivX), звуковых форматах (AC3, DTS, SSC, AU, AIFF).

Анализ файла видеозаписи PIC02760.AVI (видеорегистратора автомобиля) с помощью программы «MediaInfo 18.12» дал следующую информацию:

 

Общие сведения о файле

общее полное имя   

PIC02760.AVI

формат         

AVI

формат/информация  

Audio Video Interleave

размер файла  

148 Мбайт

продолжительность

1 мин 50 с

общий поток

11,2 Мбит/с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параметры видеозаписи:

идентификатор  

0

формат

JPEG

идентификатор кодека  

MJPG

продолжительность  

1 мин 50 с

битрейт  

11,4 Мбит/с

ширина  

1280 пикселей

высота  

720 пикселей

соотношение сторон  

16:9

частота кадров  

25,000 кадров/с

цветовое пространство  

YUV

субдискретизация насыщенности

4:2:2

битовая глубина   

8 бит

тип развёртки  

прогрессивная

метод сжатия  

с потерями

бит/(пиксели*кадры)  

0,494

размер потока  

150 Мбайт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параметры аудиозаписи:

идентификатор

1

формат  

ADPCM

идентификатор кодека  

11

идентификатор кодека/подсказка:      

Intel

продолжительность  

1 мин 50 с

продолжительность оригинала  

1 мин 50 с

вид битрейта

постоянный

битрейт  

65,5 кбит/с

каналы  

1 канал

частота  

16,2 кГц

битовая глубина   

4 бит

размер потока  

884 кбайт (1 %)

продолжительность промежутка  

995 мс (24,87 видеокадров)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В программе «Free Video to JPG Converter 5.0.101.201 (Windows)» конвертированием получены фотографии всех кадров видеозаписи PIC02760.AVI, в результате конвертирования получены 2761 видеокадров, хотя следует отметить – продолжительность видеозаписи всего 1 минута 50 секунд (110 с), соответственно, при скорости записи 25 кадров/с получим:

25 ´ 110 = 2750 кадров.

Конвертированные фотографические изображения по видеозаписи имеются в материалах дела на DVD-R диске № VAPA07QE…4898.

В дальнейшем для исследования использованы указанные фотографические изображения (видеокадры), как основной приём анализа в соответствии с рекомендациями [1–3].

Рис. 1. Фотографическое изображение PIC02760 2021.jpg

На фотографическом изображении (рис. 1) видно, что дорога просматривается более 1000 м (дальность видимости оценивали по Интернет-карте). Как видно на фотографическом изображении дорога и все объекты на достаточно большом расстоянии просматриваются отчётливо. Погода ясная, препятствия, ограничивающие видимость и обзорность по обе стороны дороги, отсутствуют, видимость неограниченная. Это же подтверждает в своём заключении эксперт, проводивший автотехническую экспертизу. Справа по направлению движения – поле, открытая местность, зона поворота в сторону деревни Кумаркино просматривается отчётливо. Также на рис. 1 видна полоса разгона/торможения, впереди справа виден дорожный знак 5.15.3. Расстояние от знака до места столкновения – 186 м, что полностью подтверждает возможность

Следовательно, по фотографическим изображениям достоверно можно установить дальность конкретной видимости препятствия, а вынесение приговора на основе показаний свидетеля в противовес видеозаписи для рассматриваемого случая вызывает сомнение.

Далее проведём исследование видеозаписи, представленной в уголовном деле №1-1-14/2019 на предмет редактирования с применением разных методов замедления записи, добавления кадров, повторам и т. д.

При декодировании получилось больше кадров, чем по расчёту в соответствии со стандартом частоты кадров. Аналогичная нестыковка получается при анализе видеозаписи PIC02760.AVI в среде программы «Camtasia Studio» (данные представлены ниже в таблице 1).

При покадровом исследовании видеозаписи PIC02760.AVI в среде программы «Camtasia Studio» обнаружены копии кадров.

Анализ начат по времени видеозаписи на 56 секунд 40 минут (далее 56:40), следующий кадр вставной, то есть при щелчке картина не меняется на экране, надо полагать идёт повтор копии предыдущего кадра.

Для продвижения видео на 1 с необходимо выполнить около 30 щелчков (нажатий кнопки «мышки» ПЭВМ), хотя видеозапись проведена на частоте 25 кадров в секунду, о чём было указано выше. При этом следует обратить внимание, что при анализе параметров видеофайла PIC02760.AVI с помощью программы «MediaInfo 18.12» частота кадров получена равной 25 кадрам/с, а аудио имеет продолжительность промежутка 995 мс. (24,87 видеокадров).

Например,

от 56:40 до 56:41. Нажатия №№ 1, 7, 13, 19, 25 не меняют рисунок на экране, то есть вставлены повторы предыдущих кадров. После 30-го нажатия время становится 56:41;

от 56:41 до 56:42. Нажатия №№ 1, 7, 13, 19, 22, 25, 31 не меняют рисунок на экране, то есть это повторы предыдущих кадров. После 32-го щелчка время становится 56:42;

от 56:42 до 56:43. Нажатия №№ 5, 11, 17, 23 не меняют рисунок на экране, то есть это повторы предыдущих кадров. После 28-го щелчка время становится 56:43.

Далее проведён анализ видеозаписи по времени перед началом полосы разгона/торможения (дорожный знак 5.15.3) после 57:08 до столкновения и съезда автомобиля Mitsubishi в поле.

При анализе замечено, что повторы кадров при просмотре с дополнительной информацией показывают, что на вставленных кадрах происходит изменение параметров и замечаний.

Полученные таким образом результаты исследования сведены в таблицу. Статистическая обработка результатов исследования произведена в прикладной программе MS Excel.

Таблица 1

Результаты исследования видеозаписи

Добавление копий кадров снижает скорость автомобиля

при расчётах оценки движения по видеозаписи

Добавлен кадр

Действительных

 кадров, всего

Видеозапись PIC02760.AVI  Начало от

Видеозапись PIC02760.AVI время до

нет перехода

изображения

(вставки)

№ кадра,

переход секунд

Всего копий кадров-повторов

56 мин

40 с

56 мин

41 с

1, 7, 13, 19, 25

30

5

25

56 мин

41 с

56 мин

42 с

1, 7, 13, 19, 22, 25, 31

32

7

25

56 мин

42 с

56 мин

43 с

5, 11, 17, 23

28

4

24

56 мин

43 с

56 мин

44 с

1, 7,13,19,25

30

5

25

56 мин

44 с

56 мин

45 с

1, 4, 7, 13, 19, 25, 31

32

7

25

56 мин

45 с

56 мин

46 с

5, 11, 17, 24, 30

31

5

25

56 мин

46 с

56 мин

47 с

5, 11, 15,17,23, 29.

30

6

24

56 мин

47 с

56 мин

48 с

5, 11, 17, 23, 29

30

5

25

56 мин

48 с

56 мин

49 с

5, 11, 17, 23, 27, 29.

31

6

25

56 мин

49 с

56 мин

50 с

4, 10, 16, 22, 28.

29

5

24

Общее кол-во кадров

303

55

 

Количество кадров без копий

248

 

Повторных кадров, % 

22,18

 

Среднее кол-во кадров за 1 секунду

24,80

 

 

57 мин

07 с

57 мин

08 с

1, 7, 13, 19, 24, 25, 31

32

7

25

57 мин

08 с

57 мин

09 с

5, 11, 17, 23, 29

30

5

25

57 мин

10 с

57 мин

11 с

5, 11, 17, 23

28

4

24

57 мин

11 с

57 мин

12 с

1, 6, 7, 13, 19, 25, 31

32

7

25

57 мин

12 с

57 мин

13 с

5, 11, 17, 23

28

4

24

57 мин

13 с

57 мин

14 с

1, 7, 13, 17, 19, 25, 31

32

7

25

57 мин

14 с

57 мин

15 с

5, 11, 17, 23,.29

30

5

25

57 мин

15 с

57 мин

16 с

5, 11, 17, 23, 29

30

5

25

57 мин

16 с

57 мин

17 с

1, 5, 11, 17, 23, 29.

30

6

24

57 мин

17 с

57 мин

18 с

5, 11, 17, 23, 29.

30

5

25

Общее количество кадров

302

55

 

Количество кадров без копий

247

 

 

Количество повторов, %

22,27

 

Среднее количество кадров за 1 с 

24,70

 

 

 

Также видеозапись имеет резкое, скачкообразное изменение освещения, положения теней, которые являются признаками монтажа, как указывается в рекомендациях [2–4].

При просмотре отмечается также изменение уровней яркости и контрастности между кадрами:

PIC02760 0056.jpg и PIC02760 0057.jpg;

PIC02760 0366.jpg и PIC02760 0366.jpg;

PIC02760 0375.jpg и PIC02760 0375.jpg;

PIC02760 0459.jpg и PIC02760 0460.jpg;

PIC02760 0472.jpg и PIC02760 0473.jpg;

PIC02760 0555.jpg и PIC02760 0556.jpg;

PIC02760 0623.jpg и PIC02760 0624.jpg;

PIC02760 0627.jpg и PIC02760 0628.jpg;

PIC02760 0635.jpg и PIC02760 0636.jpg;

…….        ………….         ……        …….;

PIC02760 2139.jpg и PIC02760 2140.jpg;

PIC02760 2142.jpg и PIC02760 2144.jpg,

что в соответствии с рекомендованной методикой анализа подтверждает признаки монтажа.

Очевидно, что монтаж путём добавления кадров – фотографических изображений – произведён для снижения скорости движения автомобиля перед ДТП. При исследовании и определении скорости движения автомобиля по видеозаписи без проверки на оригинальность, исследователь даст неверное значение скорости, то есть заниженную скорость перед столкновением автомобилей.

Проведённое исследование видеозаписи в разных прикладных программах и анализ путём раскодирования позволяют сделать однозначный вывод, что имеющаяся в материалах дела видеозапись подвергалась редактированию и не является оригинальной.

 

Литература:

1. ГОСТ 13699–91. Запись и воспроизведение информации. Термины и определения.

2. Зубов Г. Н. Ошибки назначения и проведения экспертиз, связанных с исследованием видеоизображения // Эксперт-криминалист: Федеральный научно-практический журнал. – 2011. – № 4. – С. 2–5.

3. Ричарсон Я. Видеокодирование. Р.264 и MPEG-4 – стандарты нового поколения. – М.: Техносфера, 2005. – 368 с.

4. Определение по видеозаписям, фиксирующим событие дорожно­транспортного происшествия, положения и параметров движения его участников: Методические рекомендации для экспертов / С. М. Петров, А. Г. Бояров, О. О. Власов [и др.]. – М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2016. – 88 с.

 


Комментарии (1)

Оставлять комментарии могут только авторизированные пользователи
Сегрей Петров

Здравствуйте, уважаемые Валерий Васильевич и Надежда Николаевна! Исследование видеозаписей ДТП (как и исследование видеозаписей в целом) является одним из актуальных направлений судебно-экспертной деятельности. Поэтому, каждая публикация по данной теме вызывает живой интерес практикующих экспертов. Но, к сожалению, не каждая такая публикация свободна от ошибок и содержит актуальную, полезную для экспертов и правоприменителей информацию. Увы, но Ваша статья как раз не свободна. Я не буду подробно разбирать каждое предложение, остановлюсь только на наиболее существенных моментах. 1. Вы пишете, что «Обычно частота фиксации кадров (смены кадров) в большинстве видеокамер составляет 25 или 30 кадров в секунду», однако, это утверждение очень далеко от истины. Производители именно видеокамер стараются не отклоняться от этих цифр, однако, семейство автомобильных видеорегистраторов представляет собой просто исключительный зверинец, в котором можно встретить буквально всё, что угодно. 2. 2761 кадр при частоте 25 кадров/с – это 110,44 с. Программа MediaInfo, которой вы пользуетесь, округляет значение длительности до целых секунд. Доли секунды вы не учли, поэтому 11 кадров оказались «лишними». 3. Казалось бы, очевидный вывод о неограниченной видимости не должен вызывать никаких сомнений, однако есть один нюанс: от определения видимости по видеозаписи, снятой в условиях достаточного освещения всего один шаг до определения видимости по видеозаписям, снятым в сумерках или в тёмное время суток. И некоторые «эксперты» такой шаг уже сделали, не учитывая того существенного обстоятельства, что чувствительность человеческого глаза и камеры весьма заметно отличаются. Поэтому, чтобы не наступить в такое нехорошее, эксперту просто необходимо всегда и в любых условиях говорить только о видимости/различимости деталей изображения на видеозаписи, но никак не о расстоянии конкретной видимости в условиях конкретного ДТП. 4. Повторы кадров, на которые вы обратили внимание, для файлов формата AVI в большинстве случаев являются не повторами, а пропусками - не записанный по какой-либо причине кадр при воспроизведении заменяется предыдущим, который, таким образом, воспроизводится дважды. Чтобы установить действительную причину повторов, необходимо исследовать структуру видеопотока 5. Монтаж с целью вставки лишних кадров является бессмысленным занятием, поскольку никак не повлияет на расчёт скорости. В соответствии с метод. рекомендациями [4] из приведённого вами списка литературы, повторяющиеся кадры учитываются при определении действительной частоты кадров. 6. Для того, чтобы сделать вывод о том, что "видеозапись подвергалась редактированию и не является оригинальной", требуется много больше, чем простой покадровый просмотр, и несомненно, наличие повторов кадров само по себе не является веским основанием для такого вывода. К сожалению, сделанные в статье выводы поспешны и сделаны скорее на представлениях о том, как устроена видеозапись, чем на результатах её всестороннего исследования.